Системы автоматизации промышленного производства и управления бизнес-процессами, концепции которых были разработаны около полувека назад с началом массовой компьютеризации предприятий и развитием информационных технологий, прошли примерно половину пути (до 2000-х годов), переживая периоды так называемой «лоскутной автоматизации».
Этот термин (сегодня полузабытый) определяет то, каким образом шли процессы автоматизации на начальном этапе: на предприятиях внедрялись наиболее бюджетные аппаратно-программные решения разных производителей, а когда пришло время перехода к «тотальной» автоматизации, начались проблемы с несовместимостью уже работающих «лоскутков». И пришлось «с нуля» строить комплексные SCADA- и ERP-системы.
История повторяется во всех сферах жизни и внедрение информационных технологий в городское хозяйство стало еще одним подтверждением этого глобального закона. Как и в случаях с автоматизацией технологических процессов производства и технологий управления бизнесом, автоматизация в ЖКХ и муниципальном транспорте находится сегодня на «лоскутном» этапе, когда внедряются отдельные узкоспециализированные системы, за «сиюминутным» экономическим эффектом которых скрываются будущие неурядицы интеграции этих систем в единую комплексную систему городского хозяйства.
Яркие примеры выгоды внедрений в городах разных стран мира «умных» систем, безусловно, вдохновляют. Такими уникальными проектами могут похвастаться, например, власти Бостона, «взявшие на вооружение» систему Street Bump, анализирующую информацию о каждой выбоине на дорожном покрытии улиц, которая поступает с датчиков, установленных на колесах автомобилей. Использование этой системы позволило почти в два раза уменьшить количество ям на автодорогах города. Еще один необычный пример «умной» городской системы представляет компания SAP, внедряющая в Буэнос-Айресе комплекс оперативного прогнозирования затоплений улиц во время ливневых дождей, который непрерывно анализирует информацию, передаваемую с датчиков потоков воды, установленных на 1500 км водосточных труб, а также на ливнестоках городской канализации столицы Аргентины.
Все это, конечно, здорово, и в совокупности с уже накопленной статистикой о снижении расходов энергоносителей, обеспечиваемом «умными» системами освещения, отопления и горячего водоснабжения, создает весьма привлекательную картину будущего «умных» городов. Но не стоит забывать о приведенном выше опыте «лоскутной» автоматизации. И при этом понимать, что комплексная автоматизация «с нуля» всегда эффективнее и дешевле, чем «суммирование» отдельных пусть даже очень выгодных решений.
Первый в мире проект создания «умного» города «с нуля» реализуется в Южной Корее с 2000-го года. Это – город Сонгдо, строящийся на искусственном острове в полусотне километров от Сеула. Основные инвестиции в это строительство вкладывают американская компания Gale International и банк Morgan Stanley (на сегодняшний день они составили около $5 млрд). Сонгдо должен стать образцом «умного» города, с которого будут брать пример «желающие поумнеть» города всех стран мира.
См. также:
- Интернет с стратостатов: первый опыт применения Google X в Перу
- Пример беспроводной системы климатического контроля в машинных залах дата-центра
- С помощью Wi-Fi-роутера смогли получить голограмму помещения