В мае 2011 года Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций объявила, что доступ к Интернету является одним из неотъемлемых прав человека. И с тех пор, о каких только проектах бесплатного подключения к Всемирной сети не объявляли гиганты ИТ-отрасли и богатые аэрокосмические компании. Microsoft, Google, Facebook, Baidu, OneWeb, SpaceX наперебой обещают осчастливить население слаборазвитых стран, труднодоступных и малонаселенных районов на всех континентах земного шара подключением к Интернету с помощью стратостатов, беспилотных летательных аппаратов, спутниковых группировок. Но кто поверит в бескорыстные намерения при многомиллиардных инвестициях в создание, например, спутниковых группировок, состоящих из тысяч космических аппаратов?
Очевидно, что спутниковыми сервисами могут пользоваться только хорошо обеспеченные материально слои населения, а в бедных государствах «хорошо обеспеченных» людей – мизерные доли процента, и потому в этих странах для основных масс Интернет как был до сих пор, так и остается какой-то непонятной «игрушкой» на фоне ежедневной борьбы за еду.
На этом редко упоминаемом в СМИ отношении к Интернету делается акцент в недавно опубликованной статье в журнале Wired – авторитетного на мировом ИТ-рынке издания, отслеживающего влияние информационно-компьютерных технологий на культуру, экономику и политику. Для начала в статье приводится простая зависимость: чем больше в Интернете людей, тем больше их на сайтах интернет-компаний. А чем больше на сайте посетителей, тем большие суммы готовы заплатить его владельцу рекламодатели. Понятно, что рекламодатели рассчитывают на повышение объемов продаж своей продукции за счет откликов посетителей интернет-сайта, который они отнюдь не бескорыстно «спонсируют». Но такие «отклики» могут быть, опять же, только от «хорошо обеспеченных» людей, а если в интернет-сайты вдруг заглянут необеспеченные слои населения, то проку от них в части откликов в идее покупок продукции рекламодателей не будет. То есть мало того, что в бедных странах население озабочено добыванием средств на жизнь, и этим ограничен круг его интересов, так даже если бедным предоставить доступ к Интернету, рекламодатели не получат желаемых прибылей.
Допустим, что Илон Маск (SpaceX) и Грег Вайлер (OneWeb) уже построили свои спутниковые системы для глобального доступа в Интернет. Но для подключения к этим системам еще нужны специальные терминалы наземной спутниковой связи. Очевидно, что это оборудование бесплатно раздавать никто не будет, а где возьмут деньги на такие покупки люди, у которых не за что купить еду? – И получается, что подключиться к дорогостоящим системам спутникового Интернета смогут только там, где с подключением к Интернету нет и без спутников никаких проблем.
Интернет-аналитики подсчитали, что на сегодняшний день доступ к Интернету имеет около половины населения Земли. Но, как утверждают журналисты Wired, правда заключается в том, что из половины «неподключенных» людей, две трети просто не хотят никуда подключаться. Вот и подумайте, нужен ли глобальный спутниковый Интернет?
См. также:
- Кому на голову упадет космическая станция «Тяньгун-1» («Небесный дворец»)?
- Найден способ получить реальную скорость передачи данных по оптоволокну – 400 Гб/с!
- Самый умный отель в Европе: изучаем возможности KViHotel