Первая в мировой истории замена человека, управляющего транспортным средством, автоматической системой управления движением состоялась более полувека назад, когда американский стратегический бомбардировщик Boeing B-54 под управлением автопилота совершил взлет, трансатлантический перелет и посадку.
Со временем автопилоты массово «прижились» не только в военной, но и в гражданской авиации. Их внедрение происходило без особых опасений, которые сегодня подстерегают использование автопилотов в автомобильном транспорте, поскольку самолеты в небесах не встречают никаких препятствий. На автотрассах же и на улицах в населенных пунктах идут попутные и встречные потоки автотранспорта, дороги пересекают пешеходы и животные, и, значит, есть вероятность столкновений, угрожающих здоровью и жизни людей, участвующих в дорожном движении. Поэтому в наземном автотранспорте автопилоты пока что применяются в метрополитенах и изредка на железных дорогах, то есть в системах, в которых транспорт движется «в одиночку», не встречая каких-либо «конкурирующих объектов.
Автопилоты в поездах метро появились впервые в 1967 году в Лондоне. На сегодняшний день автопилоты «исправно несут службу» в метрополитенах Великобритании, США, Японии, Германии, Испании, Италии, Франции, Бразилии, Японии, Южной Кореи, Малайзии, Китая, Сингапура и России (на отдельных линиях метрополитенов Санкт-Петербурга и Казани).
Использование автопилотов в автотранспорте в настоящее время ограничено территориями, где есть возможность выделения для беспилотных автомобилей (робомобилей) участков дорог, на которых запрещена езда авто, управляемых людьми. Одна из таких автотранспортных систем начала функционировать в лондонском аэропорту Хитроу. В этой внутриаэропортовой сети автодорог для такси, управляемых автопилотами, выделены полосы движения, на которые запрещен въезд «нероботизированным» автомобилям. Разрешение на использование грузового автотранспорта, управляемого автопилотами, в междугородных перевозках (на загородных трассах) недавно выданы в нескольких штатах США. Есть примеры использования маршрутных такси, оснащенных автопилотами, в некоторых городах Европы и в малонаселенных местностях Японии.
До массового внедрения автопилотов в автотранспорте придется подождать еще не менее десятилетия, хотя экономисты подсчитали, что только в США робомобили помогут ежегодно экономить компаниям и населению страны около $1,3 трлн. В эту итоговую сумму включена экономии по четырем направлениям:
- экономия за счет сокращения ДТП – $488 млрд,
- экономия на топливе – $170 млрд,
- экономия на техобслуживании (за счет меньшего износа механизмов автомобилей и более высокой производительности «умных» машин) – $500 млрд,
- экономия на расходе топлива (за счет сокращения «пробок» и «тянучек» на дорогах) – $140 млрд.
Эксперты аналитической компании RethinkX (США) считают, что с ростом парка робомобилей в 2020-2030 годы 95% маршрутов будет обслуживаться автономными автомобилями, принадлежащими корпорациям. Это можно считать одной из крупнейших технологических революций транспорта в истории (бизнес-модель TaaS). При этом стоимость поездки для конечного потребителя сократится примерно в 10 раз, что повлечет за собой массовый отказ от личного владения автомобилями. И каждый бывший автовладелец будет получать доступ к робомобилю тогда, когда он ему нужен для поездки.
См. также:
- Интернет для всех оказался никому не нужен. Исследование!
- Оптимизируем телекоммуникации офиса: 4 практических совета!
- Как мировая логистика планирует повысить свою доходность с помощью … блокчейна?